Томилов А.Р. Биография |
Портрет А. Р. Томилова. 1808
«…среди сановников, занимавших видное положение при Дворе, ярко выступает обаятельная личность скромного помещика-мецената Алексея Романовича Томилова…» Н.Н. Врангель «Свойства века» Алексей Романович Томилов – замечательный русский просветитель, меценат, герой войны 1812 года, член Императорского Общества поощрения художеств. Он сыграл заметную роль в судьбе многих выдающихся художников Х1Х века. В своей усадьбе «Успенское» в центре Старой Ладоги А.Р. Томилов собрал богатейшую коллекцию – около 6 тыс. произведений русских и иностранных художников. Сегодня эта коллекция находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Алексей Романович Томилов – сын инженер-генерала Романа Никифоровича Томилова, родился 15 сентября 1779 года. Юношеские годы его были посвящены военной службе. В 1791г. Томилов был назначен адъютантом к своему отцу, в 1797г. – стал командиром Кронштадских крепостных работ, но вскоре вышел в отставку по семейным обстоятельствам. Алексей Романович имел значительные земли в ладожской округе, а также в других уездах. Крупным помещиком Приладожья он стал, женившись на Варваре Андреевне Мельгуновой, получив земли как приданое супруги. До 1807 года молодые жили в Петербурге, но в этот год умерла мать Алексея Романовича и ему перешла по наследству усадьба Успенское. Спустя год супруги Томиловы продают дом в Петербурге и уезжают в свое имение, где занимаются активной хозяйственной деятельностью. Отечественная война 1812 года прерывает мирную жизнь в Успенском. С первых дней войны Томилов вступает добровольцем в петербургское ополчение в чине полковника. В одном из боев под Полоцком он был тяжело ранен в ногу. Лишь весной 1813 г. А.Р. Томилов возвращается в Успенское. Портрет В. А. Томиловой. 1813. Бумага, итальянский карандаш. Москва. Третьяковская галерея К этому времени он уже начал коллекционировать современное ему русское искусство, дружил со многими художниками и, в частности, с О. А. Кипренским, который написал два известных портрета Томилова в 1808 и в 1813 годах. Главным смыслом своей жизни Алексей Романович считал служение искусству. Он был действительным членом Императорской Академии Художеств, участвовал в основании Общества поощрения художников. Большую часть доходов от имений Томилов расходовал на приобретение произведений искусства. По признанию его друзей-художников, «… Томилов, умевший с одного взгляда определить принадлежность картины той или иной эпохе или художнику, мог проникнуть взглядом знатока в изобразительную ткань картины или рисунка, в живописный процесс их возникновения» Явное предпочтение Алексей Романович отдавал живописи и графике. В его коллекции было почти полное собрание находившихся в России офортов Рембрандта. Он также высоко ценил и охотно приобретал работы своих современников О.А. Кипренского и А.О. Орловского. Многие русские художники гостили в Успенском, знакомились с лучшими образцами коллекции хозяина, любовались живописными окрестностями имения. Частыми гостями Томилова были замечательные художники А.О. Орловский, О.А. Кипренский, И.К. Айвазовский, А.Г. Варнек и другие. Занимаясь коллекционированием и меценатством, Алексей Томилов был также и самобытным художником. А.Р. Томилов был рачительным и справедливым хозяином, никогда не притеснял своих крестьян, помогал нуждающимся. Прекрасный отец, он дал своим детям достойное воспитание и образование. После смерти А.Р. Томилова усадьба Успенское по наследству досталась его дочери Екатерине Алексеевне Томиловой, которая со своим мужем Е.В. Шварцем продолжила дело отца. В их доме в Старой Ладоге подолгу гостил Б.М. Кустодиев, бывал Н.К. Рерих и другие знаменитости. Алексей Романович Томилов оставил по себе добрую память не только в Приладожье, но и во всей России. Такими прекрасными людьми может гордиться любая страна.
Библиотеки Волховского района активно используют в работе по краеведению материалы местных журналистов-историков, краеведов.
Библиография: 1. Игнатенко В.Ф. Усадьба Успенское. Люди и судьбы. Генеалогия дворянских родов: Томиловы и Шварцы. – СПб.: Изд-во СПб. ин-та истории РАН; Нестор-история, 2003. – 194 с.: ил. 2. Детский портрет в русской живописи ХYIII - ХХ веков /Сост. Г.Н. Голдовский : Альбом. – Л., 1991. – С. 19 [Портрет Н.А. Томилова в детстве] 3. Грани губернской жизни: благотворительность в образовании, культуре, медицине. Материалы Вторых губернских чтений, посященных 60-летнему юбилею ЛОУНБ /Ленингр. обл. универс. науч. б-ка; науч. ред. проф. Г.В. Михеева; сост. И.А. Корж, Г.М. Мошкова. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 128- 136 (Н.А. Хабукина Меценат А.Р. Томилов – покровитель русского художника П.Е. Заболотского) 4. Волховский исторический календарь / Сост. В.В. Астафьев. 700 дат и событий, более 250 иллюстраций. – Волхов, 2001. – С. 35, 58, 74 [А.Р. Томилов] 5. Самсоненко Г.Г. Сказание о Волховской земле /Г.Г. Самсоненко, Ю.А. Сяков. – СПб.: ТРИЭС, 2005. – С. 118 – 125. 6. Пилипенко В.Н. Иван Константинович Айвазовский. – Л.: Художник РСФСР, 1991. – С. 10 – 11; 82 [Айвазовский и Томилов] 7. Ацаркина Э.Н. Александр Осипович Орловский. – М.: Искусство, 1971. – С. 50, 73, 95, 105 [Орловский и Томилов] 8. Бочаров И. Кипренский / И. Бочаров, Ю. Глушакова. – М.: Мол. гвардия, 2001. – С. 127 – 132 [Кипренский и Томилов] – (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 809). 9. Государственный Русский музей. Ленинград: Альбом. – Л.: Аврора, 1991. – Ил. № 138 [Заболотский П. «Вид Старой Ладоги»] 10. Сяков Ю. Тайны Старой Ладоги. Факты, гипотезы, размышления. – Волхов, 2000. – С. 122 (А.Р. Томилов) 11. Русский биографический словарь. Тобизен – Тургенев. Репринт. Воспроизведение изд.1896 года. – М., 1999. – С. 135 – 136 [Томилов А.Р.] Преснова Н., Ломидзе И. Живописец Тихобразов // Мир музея. – 2004. - № 11(207). – С. 30 – 37 (Портрет Н.И. Тихобразова в Успенском) |