Ольденбургские. Благотворительность |
Петр Георгиевич Ольденбургский. В годы своей службы в Преображенском полку Петр Георгиевич, будучи воспитан в традициях гуманности и видя участь солдатских детей, остававшихся совершенно неграмотными, он устроил для них школу и следил за их успехами. Этот опыт стали впоследствии применять и другие полки. Много усилий принц приложил и для улучшения солдатского быта в отношении гигиены. Принц Петр Георгиевич на протяжении всей своей жизни был крупным благотворителелем, жертвуя средства на многие учреждения, в том числе на Женский институт принцессы Терезии Ольденбургской, Приют Его Высочества принца Ольденбургского, Детскую больницу принца Петра Ольденбургского (программу для которой составлял состоявший при воспитательном доме доктор К. А. Раухфус), Приют в память Екатерины. Марии и Георгия, больницы Обуховскую, Петропавловскую и Мариинскую. Организация училища правоведения Во второй четверти XIX в. русского права как науки не существовало. Действующее законодательство представляло собой массу подлинного материала, рассеянного в виде отдельных указов, постановлений по различным правительственным учреждениям. Потребность в правильной постановке юридического образования с развитием государственной и гражданской жизни понял Николай I в первые месяцы своего царствования. Требовалась подготовка высококвалифицированных служащих для судебных присутствий и канцелярий. С этой целью Петр Георгиевич Ольденбургскнй разработал проект нового Училища правоведения — закрытого, привилегированного учебного заведения, куда принимали бы молодых людей исключительно из дворянского сословия. Идеи принца были изложены в письме к императору от 26 октября 1834 г.: «2. По окончании курса наук воспитанники были бы обязаны прослужить шесть лет по ведомству Министерства юстиции, начиная оную в канцеляриях, с низших штатных должностей. 3. Дабы не подвергнуть сих воспитанников бедствиям нужды и охранить нравственность их от корыстных искушений, надлежало бы, при назначении их в губернии, по причине скудости губернских штатов определять добавочный оклад, примерно по 700 р. каждому». Петр Ольденбургскнй обещал Николаю I. что пожертвует средства на приобретение дома и первоначальное обзаведение училища. Проект устава и первоначальный штат, выработанные им совместно со М.М. Сперанским, были рассмотрены на заседании Государственного Совета и утверждены 29 мая 1835 г. Петру Георгиевичу было тогда всего 22 года. Здание Училища правоведения. Фотограф Булла. 1900-е гг. Вначале существовала идея постройки нового дома на берегу Невы близ Таврического сада, проекты плана и фасадов которого работы ректора Академии художеств А. И. Мельникова были показаны на академической выставке 1835 г. Но первоначальные планы изменились: был куплен трехэтажный дом у наследников тайного советника И. И. Неплюева зa 700 тыс. руб. ассигнациями Старинный барский особняк был расположен на углу Фонтанки между Сергиевской улицей и Дементьевым переулком, напротив Летнего сада. Какое-то время в нем размещался Пажеский корпус, позднее в доме жили генерал-фельдмаршал князь Барклай-де-Толли, а после возвращения из Сибири — граф М. М. Сперанский Его кабинет и библиотека находились там, где впоследствии была устроена церковь. Переделка особняка, приспособление его под училище и строительство церкви были поручены архитектору В.П.Стасову. Торжественное открытие самого училища последовало 5 декабря 1835 г. в присутствии царя, наследника Александра и великого князя Михаила Павловича. В память об этом событии в зале младшего курса была поставлена мраморная доска. В тот же день Петр Георгиевич был утвержден попечителем и пожалован кавалером ордена Св. Владимира 2-й степени. Все последующие годы до конца жизни он оказывал всемерную щедрую материальную и нравственную поддержку воспитанникам и в значительной степени руководил общим ходом дел в училище. Первый выпуск состоялся 15 июня 1840 г., курс окончили 14 воспитанников, каждый из которых получил от принца Ольденбургского золотой перстень с девизом из стиха Горация «Rcspicc Ппет». Воспитанникам последующих выпусков попечитель вручал малые золотые медали с тем же девизом. В 1847 г. для облегчения подготовки к поступлению в младший класс был учрежден подготовительный класс, для которого приобретено отдельное здание — дом Челишева на Сергиевской улице возле Арсенала. Сыновья принца Николай, Александр, Георгий и Константин слушали лекции в училище. Петр Георгиевич вникал во все детали и нужды своего любимого детища, и зто принесло плоды — порядки и система обучения в нем резко отличались от тех, которые господствовали в других училищах. Всех поражали теплая, домашняя обстановка, отсутствие казенщины; правоведов всех выпусков объединяли товарищеские чувства и взаимопомощь. Простота обращения, доброта и гуманность попечителя прекрасно влияли на молодых людей. С первых лет существования училища огромное внимание уделялось музыке. Принц устраивал концерты для развития вкуса молодых людей, приглашая русских и иностранных артистов, часто присылал им билеты в оперу или на балет Петр Георгиевич подарил училищу картину, написанную профессором С. К. Зарянко в 1839 г., на которой изображен большой зад младшего курса с преподавателями, директором С. А. Пошманом, инспектором бароном Е. В. Врангелем и воспитанниками, среди которых были граф А. К. Сиверс и князь Н. И. Шаховской. Исполненные чувства благодарности к своему попечителю, правоведы вознамерились заказать портрет основателя училища, однако принц Ольденбургскнй воспротивился этому: высочайший указ от 9 марта 1832 г. запрещал начальствующим лицам принимать подношения от общества. Тогда директор училища А. П. Языков 29 октября 1851 г. обратился к начальнику III Отделения Собственной Его Величества канцелярии генерал-адъютанту графу А. Ф. Орлову с письменной просьбой исходатайствовать соизволение от императора иметь портрет Петра Георгиевича в одном из залов училища. 31 октября разрешение было получено. На портрете принц Петр Георгиевич изображен в военном мундире (он был шефом Стародубского кирасирского полка), в рост. В 1875 г., в 40-летнюю годовщину училища, в одном из залов был установлен мраморный бюст П. Г. Ольденбургского работы академика М. А. Чижова. Преподавание в училище было поставлено очень серьезно, особенным вниманием среди общеобразовательных предметов пользовались языки — некоторые специальные дисциплины читались на немецком и французском языках. Бывшие воспитанники благодаря прекрасной подготовке смогли принять достойное участие в реформах эпохи Александра II, прежде всего в судебной реформе. В течении 37 лет (с 1843 г.) Петр Георгиевич был попечителем еще одного закрытого аристократического учебного заведения – Императорского Александровского лицея. По инициативе принца был разработан новый устав и штат 1848 г., целью которого было «воспитание благородного юношества для гражданской службы по всем частям, требующим высшего образования». В 1840 г. принц Петр Георгиевич назначен обер-директором, а с 1841 г. – попечителем Коммерческого училища. При нем происходит коренное преобразование учебно-воспитательной и хозяйственной части училища, были воспитаны сотни коммерсантов, на долю которых выпало участие в промышленной жизни России, резко изменившейся в 1860 г. Значителен вклад П.Г.Ольденбургского в развитие женского образования во главе которого он стоял с 1845 г. как председатель Главного Совета женских учебных заведений, а с 1860 как Главноуправляющий ведомства учреждений Императрицы Марии. Как попечитель Смольного и Екатерининского институтов Ольденбургский заботился об улучшении хозяйственной части институтов, о рациональном питании и отдыхе воспитанниц. Поддержав начинание преподавателя и инспектора Павловского института Н.А.Вышнеградского, Петр Георгиевич способствовал открытию первого в России Мариинского училища для приходящих девиц (с 1882 г. переименованное в гимназию), попечителем которого и был впоследствии назначен. В 1846 г. принц Петр Георгиевич учредил на свои средства в Песках, на 5-й Рождественской улице, приют для обездоленных детей. В связи с тем, что число воспитанников росло, принц испросил у императора ссуду в 60 тыс. рублей с рассрочкой на 37 лет для приобретения нового дома под приют. Такое место было найдено в 12-й роте Измайловского полка и первым получило название приюта имени Петра Георгиевича Ольденбургского. В 1869 г. по инициативе принца П.Г.Ольденбургского, было открыто учреждение, ставшее эталоном для аналогичных заведений как по своему устройству, так и по организации лечебного процесса. Созданная «для больных детей всех сословий и преимущественно недостаточных родителей» в соответствии с последними достижениями и требованиями гигиены, детская больница на 200 коек, получившая имя своего высокого благотворителя, была уникальна по многим показателям. Александр Петрович Ольденбургский Императорский институт экспериментальной медицины В связи с открытием в Париже Пастеровского института и в Берлине Института народного здравия принц Александр Петрович поставил перед императором Александром III вопрос о создании подобного института в России. 2 ноября 1888 г. разрешение на учреждение института «подобного Пастеровскому, но без отпуска средств из казны» при Свято-Троицкой общине сестер милосердия было получено. Попечителем этой первой в России общине сестер милосердия, основанной в 1844 г. был А.П.Ольденбургский. Отказ И.И.Мечникова, В.К.Анрепа и И.П.Павлова от руководства создаваемым институтом заставило Ольденбургского обратится к группе ученых и просить их принять участие в его организации. В специально созданный комитет вошли различные специалисты. Институт был открыт 8 декабря и ему указом императора Александра III было дано наименование – «Императорский» с назначением его основателя, принца А.П.Ольденбургского, попечителем института. В 1890 г. было утверждено «Положение о Приюте принца П.Г.Ольденбургского», целью которого было воспитание детей как мальчиков, так и девочек. Приют был громадным учреждением на 700 детей с двумя средними учебными заведениями – реальным училищем для мальчиков и гимназией с 8 педагогическим классом для девочек, где обучались лучшие воспитанники Приюта. Менее способных попечитель принц Александр Петрович Ольденбургский стремился направить их к чисто практической деятельности. Особенностью Приюта было обучение на высоком уровне разнообразным ремеслам и рукоделию, а также практическое освоение их в прекрасно оборудованных мастерких. В 1900 году русское общество познакомилось с идеями новой школы Э.Демолена: 1) школа должна быть внегородской; 2) ученики должны жить в небольших интерпатах; 3) обучение должно проводиться преимущественно наглядное; 4) интернат должен представлять семью учащих и учащихся. Принц Александр Петрович Ольденбургский предложил попечительскому совету обсудить, каким образом можно было быть осуществить мысль французского педагога. Александр Ольденбургский принадлежал к высокообразованной и интеллектуальной элите общества, а потому он внимательно следил за европейскими новостями в культурной сфере. Поэтому принц предложил устроить отделение приюта вдали от Петербурга, в «здоровом в гигиеническом отношении месте», где бы атмосфера большого города с его культом наживы, мраком городских низов и многочисленными «социальными язвами» не мешала осуществлять прогрессивные педагогические начинания. Лужское городское управление пошло навстречу благим начинаниям принца и уступило приюту 56 десятин земли под реальное училище. Заботясь не только о духовном, но и о физическом воспитании, попечитель, принц Александр Петрович Ольденбургский основал в Луге отделение приюта, которое, как и реальное отделение в Санкт-Петербурге, могло предоставить воспитанникам более благоприятные условия для физического развития. В 1904 году детский приют в Луге начал свою работу. По словам профессора Петербургского университета, доктора астрономии и геодезии Сергея Павловича Глазенапа, «обстановка жизни в лужском приюте скромная, но вполне целесообразная. Дортуары, столовые и классные комнаты просторные, высокие и светлые». По всей видимости, Глазенап с интересом следил за педагогическим экспериментом принца Ольденбургского, поскольку посвятил ему обстоятельную статью «Демоленовская школа в Луге», опубликованную в суворинской газете «Новое время» в октябре 1907 года. Хотя официально лужское реальное училище считалось отделением петербургского приюта принца Ольденбургского, но фактически оно представляло огромное заведение на 300 живущих в трех зданиях детей с полным составом педагогического персонала. Необходимо отметить скромную плату, взимавшуюся реальным училищем. За полный пансион и за учение брали всего 300 рублей в год. Преимущества внегородского пребывания руководители интерната использовали очень удачно для укрепления здоровья детей. Интернат был расположен на высоком, сухом берегу реки Луги в обширном парке (до 50 десятин. На той же территории находились красивая простосрная светлая церковь, три жилых корпуса, оранжереи, естестевеннонаучный музей и физический кабинет. Постоянное пребывание на свежем воздухе, занятия спортом, работы в лесу, саду и огороде способствовали укреплению здоровья воспитанников. В 1904 году в Луге открылось отделение для малолетних детей, где воспитывалось 30 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Они жили в отдельном доме «со своим садом, гимнастикой и полным составом руководителей». Лучше всего устроителям приюта удалось достигнуть цели укрепления здоровья, поскольку дети имели возможность быть большое время на свежем воздухе, заниматься активными видами спорта: летом — греблей на Луге, зимой —лыжными походами. «Взрослым ученикам оказывается большое доверие и дозволяется значительная свобода передвижении.- писал Глазенап. Большинство юношей являются деятельными помощниками своих наставников в руководстве младшими товарищами». Лужское отделение служило также дачей для петербургских воспитанников. |