Мельников П.П. Биография |
Мельников Павел Петрович Мельников Павел Петрович 22июля (3 августа) 1804 – 22 июля (3 августа) 1880 «Мельников блестящим образом прошел курс наук, был одним из самых образованных людей с ясным и быстрым умом, первый положил начало устройству железных дорог, обучал для этого множество людей и, будучи министром, дал сильный толчок устройству дорог. Этим человеком Россия может гордиться». Павел Петрович Мельников родился в 1804 году, место его рождения и его родители неизвестны. В своих послужных списках Мельников писал, что он «из дворян, крестьян не имеет». А. И. Дельвиг, инженер путей сообщения, в своих воспоминаниях утверждал, что Павел Петрович и его младший брат Алексей Петрович были побочными детьми некоего Беклемишева, который выдал их мать за дворянина Мельникова, чтобы дать сыновьям дворянские права. В 14 лет Мельников поступил учиться в Московский благородный пансион Василия Кряжева и успешно его закончил. После этого в 1822 году он закончил Военно-строительную школу путей сообщения – первым по успехам – и был направлен в Строительный отряд в чине прапорщика. Представленный однажды А. Бетанкуру, ректору Института корпуса инженеров путей сообщения, Мельников обратил на себя внимание. Он быстро завоевал авторитет не только на своем курсе, но и в институте. Стал лидером в учебе, в организации практических занятий в мастерских, в освоении профессиональных секретов на практике. В 1825 году Мельников первым по успехам в науке закончил институт. Его имя было занесено на мраморную доску почета в актовом зале. В 1834 году Мельникову поручили возглавить строительство деревянного купола Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге вместо металлического купола, сорванного вихрем и сброшенного на землю. Задача была успешно решена. С этого времени Мельников как ученый и инженер получил широкую известность в Петербурге. Начало научной и профессорской деятельности Мельникова совпало с постройкой первых железных дорог с паровой тягой. Летом 1837 года П.П.Мельников и его ученик – инженер выпуска 1831 года Станислав Валерианович Кербедз – выехали за границу на 15 месяцев. для изучения всех проблем прикладной механики применительно к транспорту. В начале 1841 года в Ведомстве путей сообщения были рассмотрены рекомендации Мельникова по строительству Петербургско-Московской железной дороги. 1 февраля 1842 года был объявлен Указ Николая I о строительстве железной дороги, в соответствии с которым П. П. Мельников был назначен начальником Северной дирекции (Петербург–Бологое), а Н. О. Крафт – начальником Южной дирекции (Бологое–Москва) строительства магистрали. В ноябре 2001 года исполнилось 150 лет с начала регулярной эксплуатации Петербургско-Московской магистрали. В проектировании и строительстве этой дороги раскрылся талант П. П. Мельникова, что выдвинуло его в первые ряды ученых России того времени. После 1851 года Мельников организовал ряд экспедиций для изыскательских работ по постройке новых железных дорог в соответствии с проектом создания сети железных дорог в Европейской части России. За этот труд Мельников был награжден орденом святого Владимира второй степени. В январе 1858 года Мельникова назначают инспектором частных железных дорог и членом Совета Главного управления путей сообщения и публичных зданий, через некоторое время он становится членом Комитета железных дорог. В 1858 году Мельников и Кербедз за свою многогранную научную и инженерную деятельность были выбраны почетными членами Петербургской академии наук. Они стали первыми русскими инженерами в нашей стране, ставшими академиками. В 1863 году Мельников назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. В 1865 году ведомство было преобразовано в министерство, и Мельников стал первым министром путей сообщения. В этот период своей жизни Павел Петрович много времени посвящает благотворительности. Умер Мельников в 1880 году и был похоронен под алтарем любанской церкви.
Библиография:
1. Большая энциклопедия транспорта. В 8 т. / под общ. Ред. В.П. Калявина. Т. 4. Железнодорожный транспорт / под ред. А.А. Зайцева, В.Е. Павлова. – СПб., 1994. – С. 72 – 74. |