Мельников П.П. Благотворительность |
Благотворительная деятельность Церковь Петра и Павла Любань Мельников — первый в России инженер, решивший увековечить титанический труд строителей Петербурго-Московской железной дороги посредством церкви-памятника в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Любани. Мельников хорошо знал выдающегося архитектора К. А. Тона, автора проектов Московского в Петербурге и Петербургского в Москве вокзалов, и он пригласил его принять участие в составлении проекта Петропавловской церкви. Половину денежных средств, необходимых для строительства церкви (около 20 тыс. руб.), Мельников внес из своих сбережений. В Любань по распоряжению МПС были отправлены семь ящиков с иконами, хрустальными подсвечниками и паникадилом, а также церковные книги. Освящение церкви происходило в 1867 году в присутствии Мельникова. При входе в церковь была установлена мемориальная доска, на которой были выбиты даты начала и окончания строительства церкви и имена инженеров, принимавших участие в постройке дороги. Кроме церкви, Мельников учредил в Любани на свои средства Петропавловские богоугодные заведения: школу для детей железнодорожников, приют для девушек-сирот и богадельню для неимущих престарелых женщин, железнодорожных рабочих и служащих. Он выкупил часть городской земли и предоставил ее в распоряжение богоугодных заведений для выращивания овощей и фруктов. В 1871 году Мельников приобрел каменный дом в Петербурге на Фурштатской улице, д. 3, в котором жили его близкие друзья и знакомые по строительству железной дороги. Накануне своей кончины Мельников составил завещание, в котором указал, что все доходы от имущества, состоящего из дома в Петербурге, дачи в Любани и 30 тыс. руб. капитала, должны идти на содержание богоугодных заведений, открытых на его средства. Последние годы своей жизни ученый прожил на станции Любань. Семейные узы Мельниковых пересеклись с именем великого русского поэта А. С. Пушкина: племянница Павла Петровича Мельникова (дочь младшего брата Алексея) Варвара Алексеевна (1855 – 1935) вышла замуж за младшего сына поэта – Григория Александровича Пушкина. Своих детей Павел Петрович не имел. Умер Мельников в 1880 году и был похоронен под алтарем любанской церкви. В 1901 году Совет управления Николаеской железной дороги в своем решении о подготовке к 50-летию открытия дороги отметил: «Принимая во внимание, что церковь на станции Любань, освященная в 1867 году, построена на пожертвования служащих при пособии от казны, что в ней установлены памятные доски с именами строителей дороги, а под ней погребен главнейший из них – Павел Петрович Мельников, надлежало бы считать этот храм памятником Николаевской железной дороги, соответственно чему обеспечить представителям дороги преобладающее значение в отношении заведования ею и отпускать достаточные средства для содержания ее в соответственном ее характеру виде». В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения П. П. Мельникова ученый совет ЛИИЖТа и управление Октябрьской железной дороги поддержали решение Исполкома Любанского городского Совета народных депутатов о перезахоронении останков Мельникова в сквере у вокзала станции Любань и установке памятника на его могиле. В 1955 году бюст Мельникова, изготовленный по проекту скульптора Д. М. Епифанова, был установлен на постаменте, на месте захоронения останков выдающегося инженера. На постаменте начертаны слова: «Мельников Павел Петрович. 1804 – 1880. Автор проекта и строитель Петербургско–Московской (Октябрьской) железной дороги, основоположник отечественной железнодорожной науки». Одна из улиц Любани получила название – проспект имени Мельникова. |